Курбанов «мыслит широко», только его заносит на поворотах Перейти к основному содержанию
Курбанов
Архив

Избыток политологов

Курбанов «мыслит широко», только его заносит на поворотах

Вместо предисловия: политологу Руслану Курбанову и другим экспертам, напомним, что опыт государственности у ингушей имеется. И если бы это было не так, наверное, Президент России не стал бы подписывать распоряжение о создании оргкомитета по подготовке и празднованию в 2024 году 100-летия государственности Ингушетии.

На днях в YouTube политолог Руслан Курбанов выложил 25-минутный монолог, который, казалось бы, никакого отношения к ингушам не имеет, во всяком случае — не должен был иметь. Речь идет о самоопределении лезгин, создании ими отдельной республики. Политолог резко против этой идеи, и его право иметь на этот счет свое мнение.

Только вот в этом монологе несколько минут уделено Ингушетии, как республике, которая совершенно случайно появилась на карте России, как субъект. Судя по словам Курбанова, довольно-таки неудачным получился сей эксперимент. Во всяком случае, вывод такой напрашивается.

Знаете, Руслан, к роману «Мастер и Маргарита» Булгакова можно относиться по-разному, в том числе считать, что автор вступил в сговор с дьяволом. Но там есть примечательные слова о том, что «кирпич просто так на голову не падает», то есть не бывает случайностей в этом мире. Вы, размышляя о сподвижниках Пророка (да благословит Его и приветствует Аллах), о высокодуховных лицах, которыми славится Дагестан и лезгины, должны были понимать эту элементарную истину: ничего случайно не бывает! Всему есть свое время — и историческому переломному моменту тоже.

Автор этого материала внимательно посмотрел ваш монолог от начала до конца. Вы, Руслан, говорите (прямая речь): «Ингуши получили свою республику случайно, из-за двух чеченских войн, когда они отказались принимать участие, как отдельная республика, как целый народ, в двух чеченских войнах. И я вас уверяю: что Ингушетия, что Адыгея, обладание сегодня отдельной республикой не гарантирует сохранение языка. В современных условиях глобализации, уход молодежи от языка в этих республиках, идет с не наименьшей скоростью, чем среди лезгин, лакцев, аварцев и так далее».

Тут, конечно, напрашивается пословица «В огороде бузина, в Киеве дядька», но вам, как политологу, виднее — вяжется ли здесь одно с другим. Мы, все-таки, попробуем прокомментировать раздельно.

По поводу «случайного» образования Ингушетии. Напомним, что ингуши уже имели свою автономию в 1924-34 годах. А насколько успешно она развивались и в политическом, и в экономическом, и в культурном плане, можно прочитать в той же «Истории Ингушетии». Уверяем вас, над этой книгой работали серьезные исследователи, а не творцы мифов (раз вы «обличили» нас в мифотворчестве). То есть, опыт государственности у ингушей имеется. И если бы это было не так, наверное, Президент России Владимир Путин не стал бы подписывать распоряжение о создании оргкомитета по подготовке и празднованию в 2024 году 100-летия государственности Ингушетии.

Далее. Под вашим видео в YouTube есть комментарии, среди которых и напоминание, что Ингушетия, как субъект России, была образована 4 июня 1992 года, а первая «чеченская война» началась в декабре 1994 года. То есть, читатели (слушатели) вам указали, что «передергивать» факты некорректно, чтобы это укладывалось в русло вашей пылкой речи.

Нам добавить нечего, разве только посоветовать — внимательно изучите вопрос, как Ингушетия отделялась от Чечни, что тогда происходило, прежде чем что-то заявлять. Подскажем один болезненный момент. Поинтересуйтесь у тех же ваших лезгин, которых обозначаете «великим народом»: как они отнеслись бы к тому, что аварские «патриоты», к примеру, называли бы их своей «ветвью», но не народом? Не думаем, что рукоплескали бы.

Немного отвлечемся, но по делу. Автор этого материала избегает подобных 25 или даже 15-минутных монологов в интернете, тем более публичных выступлений, когда на тебя устремлены сотни глаз. Слово — опасная вещь. Недаром у ингушей есть пословица, что «кинжал убивает одного, а слово — семерых». Сегодня, с сожалением приходиться констатировать, что многими слово обесценивается, для них оно практически ничего не стоит, так — набор звуков. Если вы, Руслан, позиционируете себя, как знаток Кавказа и политолог, надо следить за словом, не вливаться в ряды пользователей социальных сетей, которые говорят, чтобы просто сказать (или «хайпануть», как сейчас говорят).

Что касается родного языка. Да, у нас существует такая проблема, и мы это не скрываем. Только вот есть несколько «но»: ингушский язык является государственным наравне с русским, что отражено в Конституции республики. Выходит детский журнал «Радуга», где публикуются произведения детей на родном языке, а в журнале «Литературная Ингушетия» 60-70% печатной площади отведено молодым поэтам и писателям. Недавно состоялась презентация книг нескольких молодых авторов, пишущих на родном языке. Безусловно, этого мало, но перед нами свидетельство того, что ингушский язык уже точно не сходит на «нет». Не надо, Руслан, ему «копать могилу», вас не уполномочивали.

Из монолога заметно, что вы со своими отсылками на просветительскую миссию лезгин на Кавказе, по сути, взваливаете эту ношу на себя. Видимо, больше некому, а вы имеете на это полное право. Руслан, главное — рассчитайте силы, а то ответственность зачастую очень тяжелый груз, не каждому по плечу.

Далее вы переходите к определению границ, если лезгины захотят свою республику, и фактически их «пугаете». Мол, посмотрите на ту же Ингушетию, «начинается постепенное углубление раскола в менталитете между чеченцами и ингушами», «дело дошло до страшного территориального конфликта между чеченцами и ингушами».

Лихо закручено. Особенно: «начинается постепенное углубление раскола», а затем, как обухом по голове — «страшный территориальный конфликт».

Начнем с последнего. Нет никакого страшного территориального конфликта между чеченцами и ингушами. Подчеркиваем — «между чеченцами и ингушами». Есть проблема, которую создали, и ее (можете поверить) не будет, когда придет время «переломного момента», как было сказано выше. Дальнейшие комментарии здесь не нужны.

Что касается «раскола в менталитете» (надо же, какой оригинальный ход мысли, понимай, как хочешь). Руслан, автор этого материала не политолог и не историк, а журналист и весьма приземленный человек, который наблюдает. Так вот, недавно умерла одна дорогая ему и многим пожилая женщина-ингушка, на ее похоронах было не меньше мюридов-чеченцев, чем мюридов-ингушей. «Раскол» если и есть, то он где-то в публикациях политологов, да в высоких кабинетах и лозунгах лживых патриотов. Там его и ищите.

У автора не было задачи детально расписывать тут кое-какие моменты и нагнетать (хотя при желании и можно было). Просто заметим: в конце монолога вы, Руслан, рассуждаете об «узко мыслящих людях», к которым себя, конечно же, не относите.

Получается, что вы мыслите широко. Не переусердствуйте, нынче это не ценят, поскольку политологов, уж так получилось, — избыток.

Комментарии для сайта Cackle