Отвечаем демографу Тимакову на замечание о «вытеснении» русских из Ингушетии в 90-е годы Перейти к основному содержанию
Архив

В вопросах национальной политики — политиканство недопустимо

Отвечаем демографу Тимакову на замечание о «вытеснении» русских из Ингушетии в 90-е годы

«Мусульманин Зияудин, защитивший икону от тиктокеров-богохульников, прокомментировал инцидент», под таким заголовком на днях опубликован материал на портале IslamNews. «Демограф Владимир Тимаков: пенсионный возраст в России придется повысить еще на 5 лет, если женщины не начнут больше рожать». А это уже интервью в газете «Комсомольская правда», появилось на сайте 17 июня текущего года.

Связи как таковой между этими материалами нет, но поступок представителя ингушского народа Евлоева, проживающего в Москве, показателен для русского демографа Тимакова. Попробуем это продемонстрировать.

Начнем с первого материала и обратимся к первоисточнику: «Житель Москвы ингушского происхождения Зияудин Евлоев в беседе с ИА IslamNews впервые прокомментировал инцидент с участием тиктокеров, использовавших православную икону при съемке провокационного ролика для соцсети. 

Как сообщалось, трое молодых людей — двое парней и девушка — 11 июня пришли во двор одного из жилых домов на юго-западе столицы, чтобы снять скандальный ролик. Из реквизитов у них был граненный стакан с жидкостью, под которой подразумевалась водка, и икона с изображением Иисуса Христа и Девы Марии, стоявшая на асфальте. Выпивавший парень был одет в тельняшку, а другой — в форму полицейского. Девушка же стояла в пошлой позе — на четвереньках спиной к парню, изображая стол.

Отец троих детей Зияудин Евлоев на протяжении 15 лет живет в Москве, занимаясь строительным бизнесом. Он является соблюдающим мусульманином, и не смог остаться безучастным, видя, как молодежь совершает акт кощунства над иконой. Мужчина попытался донести до молодых людей тот факт, что их действия недопустимы и оскорбляют чувства верующих. В ответ девушка заявила, что является атеисткой, и использовала нецензурную брань в адрес мужчины, потребовав уйти. Тот ответил пощечиной. После этого стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении горе-актеров, которым инкриминируется оскорбление религиозных чувств. В РПЦ призвали тиктокеров извиниться.

Комментируя произошедшее, Евлоев подчеркнул, что своими действиями тиктокеры нанесли оскорбление и христианам, и мусульманам. «Я не подтверждаю и соответственно не могу считать, что на иконе нарисованы Иса, Мир Ему, и Марьям. Но так как все христиане считают, что нарисованы именно Они оба и дают им имена Пророка Исы (Иисус у христиан) и Мамы Марьям (Мария у христиан), то мы обязаны защищать, — отметил мусульманин. — Они глубоко почитаются в исламе. Пророк Иса является одним из самых значимых пророков в Исламе, а его Мать Марьям, согласно нашему вероучению, в Судный день станет матерью для всех женщин. Тот, кто не почитает и не уважает их, не может называться мусульманином», — отметил собеседник издания.

Говоря о недопустимости оскорбления религиозных ценностей и святынь, мусульманин процитировал президента России Владимира Путина, который заявил, что не даст и 10 копеек за здоровье того человека, который посмеет оскорбить Коран — священное для мусульман Писание.

По мнению мусульманина, тиктокеры своей провокационной выходкой оскорбили не только религию, но и русский народ, представителями которого являются. «Очень жаль, что некоторые представители современной молодежи не получили достойного воспитания и ведут себя, как самые настоящие животные, свободные от моральных устоев и не считаясь ни с кем», — добавил мусульманин.

Он выразил надежду, что к молодым людям придет прозрение, они осознают свою ошибку и встанут на правильный путь».

Напомним, этот материал, который приведен полностью, опубликован на портале IslamNews.

А сейчас фрагмент из интервью демографа Владимира Тимакова газете «КП».

Вопрос: «Раньше естественную убыль населения нам компенсировали мигранты, сейчас их стало меньше. Хорошо это или плохо с точки зрения демографии?».

Ответ: «Мигранты — это обоюдоострое оружие. С одной стороны, они играют важную роль в нашей экономике, с другой стороны — они демпингуют на рынке труда и понижают возможности россиян работать за лучшую зарплату. С демографической точки зрения мигранты восполняли нашу естественную убыль. В 90-е годы это были культурно близкие нам мигранты, шла репатриация русскоязычного населения. Сейчас к нам в основном переселяются мигранты из Средней Азии — носители иной культуры и традиций, часть из которых разделяет радикально-фундаменталистские взгляды. Если миграция в долгосрочном плане достигнет больших масштабов, она может создать серьезные риски для существования страны, особенно если в стране демографический кризис и страна вымирает. Мы уже видели вытеснение русского населения с берегов Терека, из бывшей Чечено-Ингушской АССР. Русские там жили на протяжении 400 лет, а сейчас хорошо, если 2% русских насчитается в Ингушетии и Чечне, при том, что это территория в составе России».

Владимир Тимаков в данном интервью говорит о демографической ситуации в России, бьет тревогу. Правильно, проблему нужно поднимать. Тимаков человек в возрасте. Он был свидетелем распада СССР и рассуждал об этом в ряде публикаций. Никто не отрицает, что в 90-е годы прошлого века происходил массовый отток русскоязычного населения из республик Северного Кавказа. Не только из Ингушетии и Чечни, здесь не надо выделять именно два этих субъекта.

Почему это происходило? Кто конкретно их вытеснял? Вот это уже актуальные и сейчас вопросы.

Не будем тут приводить развернутые исторические справки и комментарии экспертов, коротко напомним о том, что происходило в печально знаменитые 90-е годы XX века. Страна бурлила. Была так называемая приватизация, когда бывшие комсомольские вожаки начала присваивать государственные предприятия. В массе своей люди оказались за чертой бедности, обогатилась лишь малая часть. Назревали бунты, ловких «прихватизаторов» обделенное большинство могло даже «повести к стенке». Чтобы этого не произошло народу нужен был враг.

Уже давно экспертами сказано, написано и предъявлено, что на эту роль лучше других подходили республики Северного Кавказа, где просто перемешались народы. Эти же регионы одними из первых воспользовались «щедростью» первого Президента России Ельцина — «берите суверенитета, сколько хотите».

На Северном Кавказе тем временем проходили исторические экскурсы элит в «богатое прошлое» того или иного народа, начались взаимные обвинения, споры, претензии. Но, этого было недостаточно, и был спровоцирован так называемый «осетино-ингушский конфликт» — первый на территории современной России, затем начались уже военные действия в Чечне.

Обратимся к мнению авторитетного и честного ингушского ученого, историка, профессора Тимурлана Муталиева, который жил в Грозном в те лихие годы. В одном из интервью, данном в 2000-х годах, он сказал: «Миграционные процессы уже в конце перестроечных дней, конца 80-х — начала 90-х годов, затронули не только Чечено-Ингушетию, но (в первую очередь) и весь юг нынешней России. Известные события, связанные с приходом к власти в 91-м году в Чечено-Ингушетии генерала Дудаева, вызвали фактический распад Чечено-Ингушетии на две части. Не было даже намека на серьезные властные органы в Ингушетии. С этого времени начался отток (в первую очередь) русского населения из Грозного. Помню, что мы все с тревогой взирали на этот процесс. Первыми уезжали люди относительно обеспеченные, имевшие возможность это совершить. В конце концов, и в Чечне, и в станицах Ингушетии, непосредственно примыкающих к Чечне, осталось малоимущее население, на долю которого обычно приходятся все проблемы, связанные с общественными катаклизмами. Народ потек. И не только русское население. Из Грозного, из Чечни, из Ингушетии уехало очень много населения. Уехали в страны СНГ, в дальнее зарубежье, в города России, даже в Казахстан. И если в первые периоды этого процесса люди уезжали, успев продать дома, имущество, то позднее стали отдавать их за бесценок. Но когда сыпались на Грозный бомбы, тут было не до добра. Может нормальный человек полноценно не жить, а существовать в приемлемой форме рядом с клокочущим вулканом? Идет война, инстинкт самосохранения вынуждал уезжать».

Далее Муталиев отмечает: «Должен сказать, что цифры — это лукавая вещь. Если говорить о том, что процессы вымывания русского населения характерны были и для Дагестана, и для Северной Осетии, и для северо-западного Кавказа. Вообще на юге России сегодня даже в тех регионах, которые относительно далеко отстоят от Чечни, я не думаю, что себя комфортно чувствуют люди».

Безусловно, факт то, что люди начали уезжать из северокавказских республики и до начала военных действий, но это было связано не с ростом националистических тенденций (хотя такие проявления были, никто не отрицает). В 90-е годы мы наблюдали самый настоящий разгул криминала. Запугивания, грабежи и рэкет — стали нормой. Люди вынуждены были за бесценок продавать свои дома, это был своего рода бизнес, а правоохранители практически бездействовали. Не стало страны — СССР, которой милиция служила, а новая Россия не сформировалась, как государство.

Вот это и есть главная причина, уважаемый Владимир Тимаков. Русскоязычное население вытеснило отсюда само же руководство России того периода! Нормальные ингушские соседи (а их подавляющее большинство) никакого отношения к исходу русских не имели. И тот самый московский Зияудин Евлоев, с которого был и начат этот материал, как раз из этого толерантного ингушского большинства.

Заметим еще одно: уехавшие в нестабильные годы представители русскоязычного населения старались осесть поближе к республикам Северного Кавказа — в Ставрополе и Краснодаре, в Ростове-на-Дону. То есть, связи с малой родиной они пытались не терять, потому что на Кавказе несколько иной уклад жизни и другая система взаимоотношений, чем в той же центральной России.

Уважаемый Владимир Тимаков, если мы напоминаем людям, что в 90-х из северокавказских регионов «вытеснили» русских, давайте уж говорить и том (хотя бы в двух словах), что за обстоятельства вынудили людей покинуть обжитые места и кто в этом виноват (в первую очередь). В ином случае, такие заявления — не анализ, не предупреждение властям и народам, чтобы подобное не повторялось, а — политиканство, прямо скажем.

Комментарии для сайта Cackle