Живая память Перейти к основному содержанию
Башни

К 23 февраля

Живая память

«Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно...»

Дмитрий Лихачев, доктор филологических наук, профессор

Монография «История Ингушетии» — 2013 год. Это — четвертое дополненное издание, коллективный труд сотрудников Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук имени Чаха Ахриева (ответственный редактор — Нурдин Кодзоев).

В предисловии к монографии отмечается: «Настоящая книга является первым опытом осмысления история Ингушетии в ее целостности и тесной взаимосвязи с историей Кавказа, России, окружающих народов, культурно-исторических общностей и стран в широких хронологических рамках с глубокой древности до настоящего времени».

Мы считаем, что нашими историками нужно гордиться, и это нисколько не преувеличено. При всей трагичности того, что происходило с ингушами, они не просто отстранились, не просто наблюдают со стороны различные процессы, они заняли позицию «высота». Что мы хотим этим сказать? Наши ученые показали, что любые трагические страницы истории можно выносить не только абстрагировавшись, не только отбросив эмоции — ради правды, но и став выше всех поклепов, которые сыплются на ингушей, как из рога изобилия, — десятилетиями.

Книги по истории Ингушетии

Наши историки не отвечают различным оппонентам на «их языке», не занимаются мифотворчеством, только — факты, а для этого изучены и систематизированы тонны исторических документов. Это — заслуживает уважения.

Сталин и его последователи (они до сих пор есть), полагаем, даже в страшном сне не могли представить, что такой труд увидит свет.

Напомним, что темы, связанные с депортированными народами, оказались для историков закрытыми. Даже в 1954 году, после смерти Сталина пришлось вести сложные переговоры о включении информации о депортированных народах в готовящиеся к выпуску очередные тома Большой советской энциклопедии. Но такие материалы были опубликованы только после возвращения тех на родину в 1957 году, для чего редакции БСЭ пришлось срочно подготовить дополнительный 51-й том. Сами названия народов и производные от них полностью исчезли из советской лексики. Ими нельзя было пользоваться даже ученым.

Одновременно для создания образа векового врага в лице тех же ингушей была развернута мощная пропагандистская кампания, опиравшаяся на партийные документы и государственные постановления. В местах специального поселения люди, в полной мере познали всю тяжесть этнической дискриминации. Школьники не могли учиться на родном языке, юношам и девушкам было запрещено поступать в вузы за пределами Казахстана и Киргизии, высокообразованные люди не могли получить работу по специальности. О повышении в должности не могло быть и речи.

Спецпереселенцы подвергались унизительным облавам, им нельзя было свободно встречаться и развивать свою культуру. Достаточно сказать, что лезгинка была запрещена как «контрреволюционный танец». Тем самым дискриминация была распространена на народную, а также на профессиональную культуру, и та постепенно приходила в упадок. Людям негде было знакомиться со своей историей, тем более что она в те годы откровенно фальсифицировалась.

Не мы, а серьезные ученые считают, что вместе с тем трагедия депортации, трудности быта и ощущение совершенной несправедливости сплачивали народ, заставляли людей постоянно поддерживать друг друга и чувствовать свое единство перед лицом жестокой власти. По словам одной исследовательницы, «депортация усилила национальные чувства ингушского народа, очертив еще более жесткие границы этнической группы, которая в нормальной общественной среде была бы способна на подвижность, ситуативную изменчивость».

Возросло доверие к старикам, и люди вновь стали прибегать к авторитету народного суда. Ради выживания народа старики ввели строгий обычай эндогамии. Кроме того, для поддержания морального духа люди обращались к образам далекого прошлого и народных героев.

Однажды в горной Ингушетии шла запись телепередачи с участием выдающегося ингушского историка, профессора Тимурлана Муталиева. Он сидел на камне, на возвышенности, внизу лежало горное селение Таргим.

Тимурлан сказал: «Быть историком очень ответственно, а быть ингушским историком — вдвойне. У нас непростая задача — рушить искусственно нагроможденные горы лжи. Но меня всегда утешает то, что, глядя на эти вековые башни, можно у них черпать силы, когда, казалось бы, опускаются руки. Они — подтверждение нашей богатой истории, они, как кость в горле тем, кто пытается ее перекроить. Эти башни заряжают энергией, и пока мы будем осознавать величие, оставленного нам предками наследства, никакие тираны ничего с нашим народом не сделают».

Монография «История Ингушетии».

Авторский коллектив: Марем Долгиева, Магомет Картоев, Нурдин Кодзоев, Тимур Матиев.

Редакционная коллегия: Ибрагим Дахкильгов, Зарета Дзуматова, Марем Долгиева, Магомет Картоев, Магометбашир Матиев, Руслан Хаутиев.

В подготовке отдельных разделов приняли участие: Исса Алмазов, Нина Барахоева, Умалат Гадиев, Ибрагим Дахкильгов, Зейнеп Дзарахова, Зарета Дзуматова, Мадина Катиева, Ханифа Мартазанова, Магометбашир Матиев, Руслан Сагов, Лидия Танкиева.

Комментарии для сайта Cackle