Женщина более полувека вяжет ажурные платки и обучает этому ремеслу других Перейти к основному содержанию

Пятимат Досхоева: «Это баракатный труд»

Женщина более полувека вяжет ажурные платки и обучает этому ремеслу других

Пятимат Досхоева, жительница Насыр-кортского административного округа г. Назрань — одна из хранительниц ингушских ремесел. Она более 60 лет плетет изящнейшие ажурные шарфы и платки. Женщина разменяла восьмой десяток, но ее руки также сноровисты, как в молодости, а глаза также зорки. Наблюдая, как ловко работают вязальным крючком ее пальцы, кажется, что она и с закрытыми глазами смогла бы плести свое кружево, такое же тонкое, как паутина. Платки свои Пятимат Досхоева вяжет в основном из шелковых нитей, в сложной и кропотливой технике узловязки. Редко пользуется синтетическими материалами. Когда она раскладывает свои работы, образуется радуга — столько здесь цветов и оттенков.

— Мне заказывают косынки самых разных цветов, подбирают обычно под одежду. У каждого цвета есть широкий выбор оттенков. И я стараюсь охватить все цвета, — говорит Пятимат Досхоева.

На изготовление одного платка у женщины уходит от одной недели до месяца. В зависимости от размера платка или шарфа.

— Не хочется, чтобы это ингушские ремесла оказалось утерянным. Сколько я себя помню, вся наша семья занималась плетением этих косынок. Платки плела моя мама, ее мать, ее свекровь. Это баракатный труд. Ничто не сравниться с тем, что сделано собственными руками. Только оно приносит человеку удовлетворение и благодать. Продашь ты или подаришь продукт своей работы — от него всем только польза.

По словам Пятимат Досхоевой для нее увлечение искусством плетения косынок началось со старинного маминого платка, который она получила в наследство от нее, а она в свою очередь от своей матери, которая проносила его почти полвека. А до нее еще для нескольких ингушских женщин он являлся частью праздничного гардероба. Сейчас семейная реликвия является экспонатом Ингушского краеведческого музея в городе Назрани. По словам женщины, этому платку около 150 лет. Рукодельнице предлагали продать шаль за внушительную сумму, но она отказалась, говорит, что нет ничего дороже памяти.

— Однажды я поехала со своими работами на выставку в Северную Осетию. Там ко мне подошла сотрудница музея и предложила продать семейную реликвию ей за 300 тыс. Я сказала, что за 300 тыс. не продам, она подняла цену до 500 тыс. рублей. И я решила посоветоваться с мужем.

Вернувшись домой я передала этот разговор мужу, сказала: мы дом строим, мне сделали вот такое предложение, может, продадим? На что он мне ответил:

— Деньги — как приходят, так и уходят. Но если ты считаешь, что достаточно его поносила, передай его в наш местный музей, пусть он будет находиться там, где его и произвели — в Ингушетии.

Пока Пятимат вела этот разговор с мужем, ей позвонил директор Ингушского краеведческого музея Магомед Сагов и сказал:

— Узнал, что ты представляла коллекцию своих работ на выставке в Осетии. Приходи к нам в музей вместе с платками, пожалуйста, хотим выбрать несколько экспонатов для нашего музея, — вспоминает она свой разговор с ним.

В итоге, рукодельница оставила самую дорогую для себя вещь в дар музею.

Недавно, Пятимат Досхоева, вместе с родственницами представила свои работы на форуме «Деловая Ингушетия — 2022», который проходил в республике в конце сентября. Выставочный павильон посетил Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов и был впечатлен тем, что женщина много лет так увлеченно трудится, обучает других своему ремеслу.

Вязальный инструмент Пятимат Досхоева взяла в руки более 60 лет назад, и свой первый платок связала в 14 лет. Он был большого размера, черного цвета и окантованный бахромой. Позже этому ремеслу женщина начала обучать своих родственниц, ее дочь тоже стала известным мастером по вязанию ажурных платков.

Есть у Пятимат Досхоевой еще один заветный платок, с которым она никогда не согласится расстаться ни за какие деньги — это работа ее сына. Чтобы понять цену материнского труда, он связал его сам, под ее руководством и очень гордился тем, что смог закончить такую тонкую и сложную работу. Он и сейчас, когда есть свободное время, находит отдых в плетении.

В прежние времена, основными заказчиками ее продукции были государственный ансамбль танца и драматический театр Северной Осетии, госансамбль танца ЧИАССР «Вайнах». Одна большая шаль стоила 3 тыс. рублей, но и работать над ней приходилось несколько месяцев.

Пятимат Досхоева рассказывает случай, когда известная в республике и за пределами Рая Евлоева, художественный руководитель ансамбля «Ингушетия» продала свои золотые украшения и купила у Пятимат Досхоевой шали, как дополнение к женскому танцевальному костюму, сказав при этом, что не хочет, чтобы девушки ее ансамбля выглядели хуже, чем в других танцевальных коллективах.

Сегодня, к сожалению, продукция Пятимат не пользуется прежним спросом, заказов меньше, но дело всей своей жизни оставлять она не намерена. Продолжает вязать и то, что не смогла продать, просто дарит своим знакомым и родственницам.

Пятимат Досхоева — женщина мудрая, светлая, полна человеческого достоинства. И как не согласиться с тем, что труд, особенно с творческим подходом — облагораживает человека.

Комментарии для сайта Cackle