Отрицать очевидное сложнее, чем придумывать «великих» предков и «древневайнахские» башни Перейти к основному содержанию
башни
Тимур Агиров

Классическая музыка и шлягер

Отрицать очевидное сложнее, чем придумывать «великих» предков и «древневайнахские» башни

Думаю, очень мало в нашей республике людей, которые не знают, как восхищался ингушскими башнями выдающийся ученый-кавказовед Евгений Крупнов. Он сказал, как запечатал раз и навсегда: «ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего столетия новые шаги человека в небо».

Об этом и пойдет речь в этом материале, но вначале — небольшое вступление о том, как «делают историю» отельные представители наших соседей слева и справа.

Когда ингушей преступно выселили 1944 году в Северной Осетии срочно стали «лепить» великих предков, чтобы оправдать сталинскую щедрость по передаче им наших земель. Остановились на аланах, правда, в советское время им не очень давали разгоняться, зато после перестройки была вольница. И тут осетинские «краеведы» подумали: а не замахнутся ли нам на великих наших, так сказать, скифов или сарматов. Но, получилась накладка. Сарматы — кочевники, как выясняется, а их собратья скифы (сам не видел, но говорят), оказывается, из черепов поверженных врагов делали кубки для вина. На таких предках в современном толерантном мире далеко не уедешь, поэтому было решено вернуться к аланам. Они - свои «местные» и оседлые, более того — мужественные, благородные, отважные.

Поскольку эту историческую аланскую нишу «заняли» (во всяком случае, делают все возможное для этого) одни соседи, другим (тоже претендующим на доминирование) остается только «растворить» ингушей в себе. Тем более, запущенный в оборот в XX веке, термин «вайнахи» весьма удобен. Если есть в каком-то историческом вопросе преимущество, говоришь — «это нохчийское» (то есть — чеченское), а коли нет, значит, — «вайнахское». Вот и классические боевые ингушские башни, по мнению отдельных «ученых» Чечни, — шедевры «древневайнахского» зодчества. А это означает, что со временем уже можно не стесняясь обозначать — «нохчийские башни». Тем более, такие попытки уже предпринимаются: ингушские башни в чеченских фотоальбомах, их фото украшают школьные учебники, а некоторые пользователи социальных сетей выставляют их в качестве визитной карточки республики (Чечни).

Кстати, по поводу «вайнахов», стоит напомнить фрагменты из письма уважаемого и авторитетного Идриса Базоркина (автора романа «Из тьмы веков») руководству и ученым Чечено-Ингушского НИИ истории, языка и литературы.

В частности он отмечал, «во всех источниках на протяжении веков чеченцев называли «нахчематьяны», «нахчи», ингушей — «кисты», «кусты», «глигвы», «гаргареи». И нет ни одного свидетельства, даже самого отдаленного, о том, что когда-то были народом с единым названием, несмотря на все наше очевидное родство».

И далее: «история не знает случая, в том числе и наш фольклор, эта самая древняя память бесписьменных народов, чтобы наши народы искали себе объединяющий их термин. В истории всех соседних народов мы тоже живем каждый под своим именем».

Что-что, а с фантазией у отдельных представителей наших соседей все в порядке, даже Marvel Studios может взять их на заметку, только вот с логикой большие проблемы. Впрочем, синдром раздвоения личности постоянный спутник тех, кто пытается очернить белое.

башни

Скриншот с сайта chetour.me со статьи "Периоды расцвета чеченской башенной архитектуры"

Ссылка на сайт: https://chetour.me/novosti/Periody-rascveta-chechenskoj-bashennoj-arhitektury

Удивляешься, честно говоря, что заказчики этой «музыки» никак не поймут — они пользуются услугами не очень талантливых «композиторов». Хотя, с другой стороны, какими бы одаренными они не были — все равно не прокатит. Это то же самое, что обработать классическую музыку, превратив в современный популярный шлягер. «Сварганить» — можно, вот только век будет коротким.

У стороннего наблюдателя может возникнуть вопрос: а почему это у ингушей постоянные трения с соседями? Ну, начнем с того, что создателями таких ситуаций являемся не мы. Просто так получилось, что у некоторых «продвинутых» представителей соседей постоянные претензии к нашим предкам, обосновавшимся в центре Кавказа, на благодатной земле. Мало им этого было, так они еще выработали кодекс поведения народа Эздел (мужество, благородство, милосердие, честь, привязанность к Отчизне), оставили богатейший фольклор. (Одно произведение — «Песнь о строительстве башни» — чего стоит). Ну и, конечно, добили наши предки всех ингушских «доброжелателей» величественными сооружениями — классическими боевыми башнями, аналогов которым просто нет. Безусловно, в мире много и более грандиозных строений, но и ингушские башни уникальны, а это кого-то сна и покоя лишает.

Можно понять нашу эмоциональную молодежь, которая бурно реагирует на всякие выбросы о наших башнях, предках и так далее, подобной реакции и следовало ожидать. Но, все же, с высоты возраста я призвал бы молодых людей не относиться к этому столь болезненно. У вас неоспоримое преимущество — не надо что-то выдумывать и «творить историю». Вот у ваших оппонентов из соседних республик действительно большие проблемы: им надо изощряться, быть постоянно в поиске, выдергивать слова из контекста, применять искусственно внедренные термины.

Оскорблять народы из-за действий отдельных «знатоков» и «патриотов» тоже не стоит. Появилось очередное фото ингушского горного селения, например, Хамхи или Лейми, просто оставьте комментарий: «я — Хамхоев или Хашагульгов такой-то — мои предки построили эту башню (башни), которая находиться в Джейрахском районе Ингушетии. Кто тут в родственники напрашивается? Может, назовешься?». А дальше взял и запечатал отзывом Евгения Крупнова: «ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего столетия новые шаги человека в небо».

И пускай нервничает, злится и ищет, чем тебе ответить, тот, кто решил приписать себя в твоей родовой башне. Ведь отрицать очевидное куда сложнее, это тебе не к скифам примазаться или придумывать «древневайнахские» башни.

Комментарии для сайта Cackle