Не будет преувеличенным, если сказать, что ингушское общество, наши взаимоотношения сложный механизм. Иногда сами не можем разобраться в нем, когда решаем те или иные актуальные вопросы, поскольку «я» и «мы» у нас идут рядом, плечом к плечу. Если «я» упрется, «мы» приходится прилагать огромные усилия, чтобы сдвинуть его с занятой позиции. Уж такие мы есть.
Поэтому и раздражает, когда какой-то «эксперт» из другой республики, иной страны начинает нас «разбирать» и выносить свой вердикт. Недавно одно интернет-издание подняло тему ликвидированного духовного управления мусульман Ингушетии. Подобным «переживающим» за нас нужен только повод, чтобы вбить еще один колышек, показать, что религиозное противостояние, у нас не только продолжается, но и входит в новую фазу.
Да, «эксперт» прав ДУМ юридически ликвидировано, как общественная организация. Там есть свои нюансы, так как решение, по мнению представителей муфтията, политизированное. Но, речь не об этом.
У ДУМ есть проблемы (особенно в глазах молодежи) и ни для кого это не секрет, но решение суда к ним не имеет отношение. При этом нельзя забывать, что муфтият — это коллективный орган, в него входят имамы населенных пунктов, которые продолжают выполнять свои главные обязанности — нести в массы Слово Всевышнего и Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует). Ликвидация никак не повлияла на их деятельность и верующих в республике от этого меньше не стало. Они, как и всегда, посещают мечети при коллективной молитве, слушают проповедь своего имама, жертвуют деньги на строительство храмов Всевышнего и на иные благотворительные цели.
Выйдя из мечети, люди могут группироваться, ходить друг другу в гости, исходя из дружеских, родственных и иных связей, обсуждать, что происходит в республике, критиковать того же имама за те или иные общественно-политические дела, в которые он втянулся или втянут, в силу обстоятельств.
Это — жизнь, и обыкновенное явление, особенно в наш век Интернета, когда у каждого свое мнение. То есть, авторитет имама в мечети, при возникновении религиозных вопросах не оспаривается. Он, в отличие от меня и многих, годы посвятил учебе в медресе, затем в духовном вузе, после углублялся в познании религии, общаясь с известными и уважаемыми алимами.
Вне религиозных тем, он — уже ингуш, представитель той или иной фамилии, один из «мы» и, конечно же, со своим «я». Это — у нас в генах, в крови. Если кому-то не нравиться позиция имама по тому или иному общественно-политическому вопросу, критика направлена на ингуша, а не духовное лицо.
Вот эту разницу и надо бы учитывать «экспертам», не смешивая религию и гражданскую позицию человека.
Религиозный деятель — он живой человек, со своими проблемами, взглядами на жизнь, родственными и дружескими связями. Он может пошутить, подвержен смене настроения. Иногда, чтобы сбить накал страстей, прибегает к ингушским адатам (свод народных законов), напоминает о том, что говорили и делали отцы в тех или иных случаях (хотя те не были мусульманами) и здравомыслящий человек никогда не станет осуждать его за это, ведь главное — он мирно разрешил спор, погасил назревающий конфликт.
Другая тема, которая «беспокоит экспертов» — раскол среди мусульман республики. Они так «переживают», что потирают руки (даже по тексту заметно). Конечно, разногласия между верующими в регионе есть, они были и раньше, и даже будут. И что? Это отменяет тот факт, что мы — ингуши, говорим на одном языке, придерживаемся одной религии?
Когда зашел в магазин «Обанхи» поменять воду, молодого и бородатого парня не волновало к какому тарикату я отношусь, он просто видел мой возраст (более 50 лет). Взял и отнес этот 19-литровый баллон в мою машину. Или, когда я тащился с ящиком огурцов на рынке, другой такой же молодой человек вышел из автомобиля, чтобы помочь. Я уже не говорю о том, что стоит даже по своим делам остановить автомашину на обочине, как в течение пяти минут остановятся 5-6 человек и спросят: есть ли проблемы и нужна ли помощь?
Судит надо не по громким заявлениям в социальных сетях очередного псевдопатриота, а по тому, как мы ведем себя в повседневной жизни.
Никто не утверждает, что все так благостно. Есть эмоции, ссоры и обвинения в адрес друг друга. Мы — не тихий народ (никогда не были). Можем и стульями покидаться на митинге, но это не меняет того, что у ингушей есть свой кодекс под названием «эздел» (мужество, благородство, милосердие, уважение к старшим, забота о младших и так далее). Он всегда был и остается сдерживающим фактором.
Может, кто-то и хотел бы от него избавиться, но не получается. Как говорили наши отцы: «Кровь и молоко». Если ярый оппонент настоящего ингуша погибнет, тот искренне будет сочувствовать и произнесет: «Да сжалиться над ним Аллах». Он даже не вспомнить о былых разногласиях, не скажет вслед: «Без тебя день стал светлее». Это, просто, — недопустимо. Тут сразу «я» уходит на задний план.
Одним сторонним «экспертам» трудно понять нашу «кухню». Потому и появляются поверхностные суждения, вот эти «аналитические» выкладки — «раскол», «противостояние» и так далее. Другим даже и не нужно понимать, у них другая задача — внести этот самый раскол, заставить даже на самих поверить в то, что есть противостояние.
Уважаемые религиозные деятели республики, не давайте вы им повода преподносить нас — ингушей, в таком ракурсе. Вы же мудрые люди, величайшую книгу Коран умеете толковать, что не каждому дано. Вам ли не знать, что в споре рождается истина (или отыскивается «золотая середина», хотя бы)? Так спорьте за одним столом, сутками и неделями (молодые люди неустанно будут вас обслуживать и слушать, я в этом уверен). Не давайте повода всяким «экспертам» нас «оценивать» по той или иной шкале, выхватив то или иное заявление в сети Интернет. Вопросы надо решать не в этой «паутине», а через живое общение.
Ужи извините, если что не так!